Книга, вообще говоря, высокой чёткости, так что все интресующиеся темой должны иметь ее в своей библиотеке, как я. Ну и для нищебродов или у кого "полки забиты, жена бьет, не дает поставить, Лукьяненко пришлось выкинуть!" какие-то геи ее отсканировали. Нужно, однако, понимать, что читая такие отсканированные книги вы воруете деньги у вченых, которые не так, чтобы очень богатые. Хотя, конечно, какие там деньги от книг, напечатанных в России... Ладно, это художественное отступление.
В книге нас интересует Часть II "Оружие дистанционного и ближнего боя", глава 3 "Саадак (луки, стрелы, налучи, колчаны)", раздел 3.5 "Колчаны". В первой части раздела на с. 126 дается описание двух основных типов колчанов: "коробов" и "футляров". "Короба" - это наиболее древняя форма колчанов, и именно такой приводит на своей реконструкции Олег Федоров:
Такой колчан выполнялся "из бересты или кожи, на каркасе из деревянных реек или железных прутьев... Характерным элементом оформления данных колчанов было расширяющееся устье, выполненное в виде стоячего воротника с округлым или веерообразным (подпрямоуголенным) верхом... В такой колчан стрелы клали наконечником вверх, поэтому, чтобы не помять оперение, "короб" расширяли у днища".
Такие колчаны имели широкое распространение с древнейших времен, однако целых экземпляров до нас дошло очень мало, потому что постепенно эти виды контейнеров для стрел вытеснялись другим типом - колчаном "футляром": "Колчаны-"футляры" изготавливали из нескольких кусков кожи. Они представляли собой достаточно узкий футляр подпрямоуголенной формы, в который стрелы помещались наконечниками вниз. Чтобы не перепутать различные типы стрел, колчан снабжался специальными мягкими матерчатыми жгутами, которые делили внутреннюю поверхность "хаадака" на секции". Добавлю, что эти жгуты также плотно фиксировали стрелы в колчане, не давая им выпасть, биться и тупиться друг о друга, резать острыми краями дно и стенки. Вот тут скан от тех самых геев:
В книге приводятся прорисовки многих подобных колчанов, и местами данные жгуты еще толще и плотнее. Многие, наверное, задавались вопросом, а как у этих грозных парней стрелы из колчана не падают:
А не падают они потому, что каждая плотно сидит в своем гнезде. По такому же принципу сажались стрелы в традиционных японских кавалерийских колчанах:
Обратите внимание на крупный размер гнезд в коробчатом колчане - это объяснялось тем, что в арсенале воина были устройства с довольно широким - до пяти-шести сантиметров наконечником, а также стрелы со свистулькой. Такой же колчан применяли и при тренировочной стрельбе по собакам - там в такое гнездо сажали нелетальную стрелу с большой деревянной бульбой вместо наконечника. Вообще, у японцев существовало множество типов наконечников: от огромных серповидных для перерубания веревок, до наконечника с поэтическим названием "Сотрясатель кишок". Сейчас для спортивной конной стрельбы применяются стрелы с маленькими наконечниками, потому и колчан под них маленький и гнезда соответствующие:
Но вернемся к Евразии. Как ни странно, все-таки некоторое количество колчанов 13-15 вв до нас дошло в хорошем состоянии: в погребениях, в качестве святынь и т. д. Один из них хранится в музее Метрополитен, в Нью-Йорке, он передан туда человеком, которого звали Артур Салзберджер. Колчан происходит из Тибета, радиоуглерогдный анализ с вероятностью 95% показал, что контейнер изготовлен между 1290 и 1410 гг, то есть в период, когда Тибет находился под монгольским влиянием. Колчан имеет длину 82,6 см и заметное (в полтора раза) расширение к низу. Данный колчан изготовлн из тростника, обтянутого кожей, на металлическом каркасе. Никаких креплений для стрел в нем нем (как и в другом образце такого типа и того же периода, переданном в музей тем же исследователем), состояние дна не оставляет сомнений, что стрелы хранились наконечником вверх.
Помимо таких крайне редких сохранившихся образцов, нам известно достаточно захоронений, в которых были найдены колчаны-короба (как правило - фрагменты, но в редких случаях и почти целые экземпляры), где стрелы хранились наконечниками вверх - как в Европейской части России, так и в Средней Азии и в Восточной части нашей страны (в частности, на Алтае).
Однако зафиксировано также достаточно изображений и археологических находок, которые свидетельствуют, что колчаны-короба использовались и для ношения стрел наконечниками вниз. Так, например, носили стрелы кимаки. Тут я посоветую вот эту книгу Ю. С. Худякова:
Правда она сейчас библиографическая редкость, но, кажется. ее переиздавали. Впрочем, у Худякова много изданных работ и книг, так что найти и приобрести их можно без проблем.
Почему стрелы носились именно так? Тут у нас фиксируется несколько причин. Во-первых, таким образом достаточно легко решался вопрос неповреждения колчана и незатупления стрел. Во-вторых, с развитием лучного вооружения - появлением мощных композитных луков и разнообразных типов наконечников, остро стоял вопрос правильного выбора наконечника в бою. По противнику, неприкрытому доспехами и по вражеским коням следовало стрелять стрелами с широким наконечником, которые наносили страшные раны, вызывающие быструю смерть от болевого шока и потери крови. По противнику, прикрытому пластинчатой броней или доспехом из лакированной кожи использовалась стрела с долотовидным наконечником, раздвигающая или проламывающая (если выстрел был произведен с близкого расстояния) пластины. По врагу в кольчуге или хатангу дегель был эффективен шип. Решение на выбор снаряда нужно было принимать мгновено, не отводя взгляда от врага, на скаку. Сделать это можно было только на ощупь. Стрела выхватывалась из колчана, при этом лук находился в согнутой левой руке. Середина стрелы ложилась на рукоять, после чего маленькая рогатка на оперенном конце легко (после многолетних тренировок, да) находила тетиву. По крепко наживленной стреле правая рука тоже ложилась на тетиву, после чего производилось натяжение лука выбрасыванием левой руки вперед. При стрельбе не с коня, а с земли, люди, естественно, делали лицо попроще и натягивали лук нормально.
В колчане-футляре проблема выбора решалась тем, что воин располагал стрелы в гнездах, разделенных теми самыми толстыми шнурами, как ему было нужно. Постепенно колчаны-"футляры" вытеснили "короба". Тому было много различных причин: и лучшая сохранность оперений при той же простоте выбора снаряда, и лучшая сохранность самих стрел, плотно сидящих в гнездах, и более высокое положение стрел. Да и сам колчан, надо признать, выглядел гораздо красивее. Кроме того, стрелы турецких луков, которые постепенно начали вытеснять прочие на территории Восточной Европы, были заметно короче, и их хранения колчан-"футляр" подходил, конечно, гораздо больше.