
"В то лѣто придоша иноплеменьници, глаголемии Татарове, на землю Рязаньскую, множьство бещисла, акы прузи; и первое пришедше и сташа о Нузлѣ, и взяша ю, и сташа станомь ту. И оттолѣ послаша послы своя, жену чародѣицю и два мужа с нею, къ княземъ рязаньскымъ, просяче у нихъ десятины во всемь: и в людехъ, и въ князехъ, и въ конихъ, во всякомь десятое. Князи же Рязаньстии Гюрги, Инъгворовъ братъ, Олегъ, Романъ Инъгоровичь, и Муромьскы и Проньскыи, не въпустяче къ градомъ, выѣхаша противу имъ на Воронажь. И рекоша имъ князи: «олна насъ всѣхъ не будеть, тоже все то ваше будеть». И оттолѣ пустиша ихъ къ Юрью въ Володимирь, и оттолѣ пустиша о Нухлѣ Татары въ Воронажи. Послаша же рязаньстии князи къ Юрью Володимирьскому, просяче помочи, или самому поити. Юрьи же самъ не поиде, ни послуша князии рязаньскыхъ молбы, но самъ хотѣ особь брань створити.
...
Тогда же иноплеменьници погании оступиша Рязань и острогомь оградиша и; князь же Рязаньскыи Юрьи затворися въ градѣ с людми; князь же Романъ Инъгоровичь ста битися противу ихъ съ своими людьми.
Князь же Юрьи Володимирьскыи тогда посла Еремѣя въ сторожихъ воеводою, и сняся с Романомь; и оступиша ихъ Татарове у Коломны, и бишася крѣпко, и прогониша ихъ к надолобомъ, и ту убиша князя Романа и Еремѣя, и много паде ту съ княземь и съ Еремѣемь. Москвичи же ничегоже не видѣвше. Татарове же взяша градъ мѣсяца декабря въ 21, а приступили въ 16 того же мѣсяца."
Таким образом, НIЛ дает несколько отличающуюся от общепринятой последовательность и хронологию событий:
В Рязанское княжество отправляется монгольское посольство. Князья (все - и рязанские, и пронские и муромские) не пускают послов в свои земли, но провожают до Воронежа и дают ответ, который через 250-300 лет писатель вложит в уста своего литературного героя: вымышленного князя Федора Ингваревича. Выезд всех князей в поле сложно представить себе без войска, таким образом, можно предположить, что рязанцы со своими вассалами и союзниками сперва планировали дать монголам полевое сражение. Однако, получив представление о том, какая сила им противостоит, часть отступила в столицу с Юрием, а Роман двинулся к Коломне. Юрий Всеволодович, видимо, в последний момент все-таки решил помочь соседям и отправил им на помощь войско, которое называется в летописи "сторожей" - то есть не полноценная армия, а отряд, целью которого является дозорная и разведывательная служба. Еремей вступил в контакт с Романом и вместе они дали под Коломной то самое сражение, в котором, единственный раз за всю историю походов монголов, в полевом бою был убит царевич, да не простой, а сын Чингисхана. Пусть и не от Бортэ, но Кюлькан был признанным сыном Потрясателя Вселенной, которого Угэдэй, Чагатай и Толуй не тронули во время резни, которую устроили среди прочих своих сводных братьев после смерти отца. НIЛ пишет, что Роман и Еремей пали вместе.

Таинственные "москвичи", которые "не видевше" этого могут быть тем владимирским войском, которое шло вслед за Еремеем. В реалиях первой трети 14-го века Москва уже решительно заявила о себе, как о ведущей силе в Залесской Руси, поэтому летописец мог осознанно или нет заменить владимирцев на москвичей (это, впрочем, исключительно мои домыслы).
При этом действия против Рязани и Коломны монголы по этому источнику вели одновременно, а Юрий Всеволодович, все же, попытался помочь Рязани, но опоздал.
На этом обеденный перерыв считаем законченным.
PS: Подбирая иллюстративный материал, обратил внимание, что у нас практически нет хороших реконструкций русских воинов на 13 век. Все како-нибудб Макбрайд, Горелик, или, не к ночи будь помянут, Дзысь со своими робоконями.