bigfatcat19 (bigfatcat19) wrote,
bigfatcat19
bigfatcat19

Немного добра про российское кино.

В прошедшую пятницу сидели мы с братом, Жвалом и Толстым (хотя какой он, нафиг, Толстый - 115 кг) во вьетнамском кабачке, кушали лапшу, креветок, пили чай. Спиртным не того, но разговор как-то свернул на вот этот недавний фашизм киношной гей-тусовки про то, как русские спариваются в экскрементах. Поговорили за историю (я всех опроверг, хотя местами подтвердил), после чего мне был задан резонный вопрос: а чего ты все время пинаешь российский кинематограф? Нет, он, конечно, этого заслуживает, но все-таки надо иногда на позитиве. Потому что без позитива - это как-то негативно. И вообще, неужели прямо вот за 25 лет существования независимого российского кино прямо ни один фильм не заслужил твоего снисходительного одобрения? Я резонно ответил, что по моему мнению и советские то фильмы начиная годов, эдак, с семидесятых, по большой части ниалё, что уж говорить про россиянские. Тем не менее, по-крайней мере два фильма я считаю отличными, в чем-то даже великими и вообще хорошими. И скоро про них напишу. Не потому, что надо на позитиве, а потому что мне эти фильмы очень хорошо зашли. При этом я не утверждаю, что хороших фильмов было только два, я просто эти два увидел. Ну не смотрю я российское кино, потому что все-таки я не символ нового года - искать твердым вытянутым ртом жемчужину в горе будущих удобрений.

Итак, начнем описание добра в хронологическом порядке. Первый из двух фильмов был снят в 1996 году режиссером Иваном Александровичем Поповым. Это была его первая и лучшая работа. Увы, фильм вышел в то годы, когда с кинопрокатом в нашей стране было туго. Впрочем, тогда со всем было туго. Сейчас модно ностальгировать по 90-м, но знайте, если человек это делает публично, он либо в те годы немного сосал кровушку из Матушки-России, либо хотел присосаться, но не успел, либо просто в те времена ему давали сисястые сочные бабы, а сейчас не дают, да и не очень-то и хотелось, все равно уже с ними можно только о жизни поговорить. Плохое было время. На Кавказе шлав война, бюджета в стране не было вообще, народ реально перебивался с соевых сосисок на хлеб, а людей убивали за такие смешные деньги, что сейчас сказать - не поверят. Да и просто так убивали. Сейчас тоже убивают, но с той веселухой не сравнить. А милиция, кстати, была, как бы так сказать... Много хуже ныненшней. Да, в ней было много достойных людей, может быть даже большинство, но меньшинство были такие волки - куда там нынешним оборотням. За пять сотен баксов могли нормально закрыть глаза на труп в багажнике, а за штуку - помочь его туда погрузить. В общем, жестокие времена. Сам-то я еще в институте учился, но поскольку институт располагался в прекрасном городе Долгопрудном, я это все видел местами в квадрате. И тут - бац, в 1996 году выходит фильм "Котенок". И все в этой картине как-то становится с ног на голову: семья каких-то лохов: музыканта и архитекторши живет не богато, но достойно. Люди, в массе своей, если не добрые, до хотя бы незлые и отзывчивые. Менты - честные, неподкупные и гуманные. А зло получает по щам. Сейчас, с высоты прожитых лет, становится понятно, что это был фильм - мечта о будущем. Мечта, как ни странно, в некоторой степени осуществившаяся. Правда в такой красивой форме, как в кино, она, все-таки, работает только в больших городах, но даже в Комсомольске, Орске, Перми, Ангарске и других городах, где мне довелось побывать по работе в двухтысячные и дветысячидесятые, люди говорили: "Это, брат, ты не видел, что у нас творилось в 90-е..." Но довольно вступлений. Перейдем, собственно, к картине.

Сюжет фильма, в общем, прост. Есть семья: папа-флейтист, мама-архитектор, бабушка, старшая дочка и младший сын. У дочки день рождения, и дети с бабушкой (Людмила Аринина) идут на Птичий Рынок, посмотреть всяких рыбок-зверьков. На рынке стоит тетенька доброго вида, а за пазухой у нее сидит:



Дети сразу становятся не интересны рыбки-птички и прочие породистые котята и щенята, потому что дети поняли, что нашли свое серое полосатое счастье. Тетенька отдает им зверька совершенно безвозмездно, и детишки волокут добычу домой. На пороге их встречает интеллигентная мама (Татьяна Грауз). Увидев грядущий источник шерсти, запаха и бардака мама охреневает и кричит папу. Папа (Алексей Войтюк) репетирует в комнате, он бросает дудеть в свою дудку, осматривает зверька, и, глупо улыбаясь, говорит: "Да пусть его". папу можно простить, он, судя по всему, никогда не видел близко живых котов и не знает, что их ждет. Все празднуют довольно милый праздник, и, поскольку это фильм - мечта о лучшем, настроение и стол соответствуют, скорее, 2000-м. Дочка совершенно счастлива:



Котенок чувствует какое-то палево и готовится, если что, продать свою жизнь подороже:



Но его все любят, гладят и общими усилиями нарекают: "Тиграша". Наконец, праздник завершается и все расходятся спать. Котейко, естественно, спать не собирается, а собирается он дать всем жизни. И начинает давать:



Следующее две недели проходят под знаком маленького такого локального апокалипсиса. Звереныш ведет себя ровно так, как положено котейке, который ни в каких питомниках не обучался, курсы социализации не проходил и вообще был взят от полууличной мамки в нежном месячном возрасте. Страдают все, особенно мама:



Да, это - макет, и ему абзац:



Бабушке, впрочем, тоже досталось, а папу Тиграша покарал так, что папа гонялся за ним с веником и требовал выдать ему серую шкуру головой (дочка заперлась в ванной и шкуру не выдала). Естественно, все полы в доме обоссаны. Собственно, если кто заводил обычного беспородного котейку в те времена - обязательно узнает свои мучения. В 90-е годы средняя российская семья и помыслить не могла о всяких там шикарных наполнителях для кошачьих сортирова, о кормах для блеска шерсти котов, ведущих малоподвижный образ жизни и прочих изысках. Собственно, многие вообще о котах не мыслили - самим бы прокормиться. Это когда с начала двухтысячных, когда все немного свободней вздохнули, всех потянуло на уют, поэтому что первый, что второй пометы нашей Тигры разлетелись вмиг.

Однако, постепенно Тиграша социализируется и учится хорошим манерам. Он начинает писать только в специально принесенную ему фотокювету с песочком, перестает кусать папу за пальцы ночью, играет с мышкой, а не с мамиными проектами, и вообще, хотя он все еще мелкое стихийное бедствие, все его страшно полюбили:



С котятами такое часто бывает. Естественно, именно в этот момент происходит беда, и котенок оказывается не просто на улице, но и в другом районе. Для семьи это, естественно, трагедия. Котейку ищут и дети, и бабушка, и родители. Ночные поиски последних едва не заканчиваются бедой, но папа доказывает, что он хоть и музыкант, но в нужные моменты - реально мужчина:



Тиграша, тем временем, странствует по Москве девяностых. Страдания и опасные приключения котенка сняты хорошо и душераздирающе, тем более, что зверенок еще маленький. Тиграша узнает, что другие коты могут быть реально сволочи:



...а мир - жесток. Наконец, наступает печальная развязка его скитаний, какой-то шанечковладелец гуляет со своей собачечкой без поводка, и собачечка бросается в погоню за котенком. Собачечка эта - пинчер, то есть совершенно невменяемая псина, и судьба Тиграши, кажется решена. Но в самый страшный момент, когда котенок с трудом взбирается по лестнице (коты вообще плохо бегают на длинные дистанции) и пинчер уже тянет к нему слюнявую морду, появляется Добро:



И хотя Добро сидит с прищуренными глазами, моментально выясняется, что оно не дремлет. В одно мгновение ситуация меняется на 180 градусов и пинчер выясняет, что иметь дело со взрослым котом - совсем не то же самое, что с мелким котенком. Добро дает Злу по морде лапой:



...потом еще и еще, и, наконец, пинчер решает, что ну его нафиг, связываться с отморозками. Гордый победой кот удаяляется, держа хвост трубой, при этом он идет рысью, чтобы мелкий за ним поспевал, пусть и галопом:



Кстати, сцена не такая уж и фантастическая. Наш первый кот, Бося, был уличным зверем, и я постоянно ходил по району и искал его, чтобы пригласить домой хотя бы на полдня. Кот меня, кстати, узнавал на улице и приветствовал специальным: "Мрф!" Много позже, в книге Конрада Лоренца "Человек находит друга" я прочитал, что это такой специальный приветственный кошачий звук, который они приберегают для своих собственных людей, которым доверяют по-настоящему. В общем, я много ходил (увы, увы, как давно это было!) и часто становился свидетелем всяких сценок из кошачьей жизни. В частности, однажды я видел, как дворняга загнала молодого котика, ну, месяцев так двух, под скамейку, и уже совала туда свою поганую рожу. Не успел я вмешаться, как из вентиляционной дыры цокольного этажа возник Бося и наказал пса по понятиям. Дворняга, не такая уж мелкая, бежала скуля, а Бося повыл ей вслел, после чего позволил спокойно взять его на руки и отнести домой - пожрать, поспать и помыть (это он не любил и царапался, но что делать - вонял он после подвала просто адски).

В общем, серый странник приводит Тиграшу к старому двухэтажному дому - может быть даже дореволюционному. В доме на втором этаже живет дворник Федин - к нему кот и заворачивает, прямо через окно. Тиграша вежливо мяукает снаружи, и Федин аккуратно втаскивает его внутрь:



В роли дворника снялся выдающийся дрессировщик и цирковой артист Андрей Юрьевич Кузнецов. Для него это была первая роль в кино, а вот его звери до этого часто появлялись в различных картинах. Коты (и собаки) в фильме - все его артисты. Этим и объясняется удивительная игра актеров, живые, напряженные сцены и вообще саспенс и доброта. Кузнецов - очень добрый человек, как говорят все, кто его знает. Это видно и по тому, как он разговаривает со своими котами. И персонаж его - тоже очень добрый дворник. Собственно, когда я смотрел это кино в 1996 году, я думал: каково ему, в смысле - артисту, со своими зверями в нашей злой стране? Уезжал бы ты куда-нибудь в Европу, там бы тебя на ура приняли. Кузнецов не уехал, и, наверное, к лучшему: у нас все относительно нормализовалось, жить актеру с котами можно, а у них там цирки закрывают, жирафов режут, а котов, наверное, всех бы отняли в приют и потом усыпили.

В общем, у дворника на квартире - целая общага:



...коты живут, в основном, на улице, но вечером приходят домой, так он их кормит, гладит, и они укладываются поспать в тепле. С этого момента начинается вторая часть фильма, не менее напряженная, чем первая, но котов в ней больше. Шерстистые живут и работают дружной командой, и какие бы испытания не выпали на их долю - стараются держаться вместе. А испытаний, надо сказать хватает. Но, как я уже говорил, "Котенок" - это фильм добра, он про то, что люди, по большей части, не злые. И даже суровый степной воин, охраняющий магазин:



...оказывается не таким уж страшным.

И да, все заканчивается хорошо. Потому что это - новогодний фильм для детей и взрослых. Не "Ёлки", или что там сейчас армяне и прочие кэвээнщики снимают, а хороший, добрый фильм, который можно посмотреть и с детьми, и с родителями. Ясное дело, что нормально он зайдет только людям, которые если не любят кошек, то хотя бы их не ненавидят. Но ведь таких большинство, не так ли?

PS: А сам Иван Попов сыграл в фильме главного гада)))
Tags: Масква - багет азаза, Новый Год - к весне поворот!, Россия, доброта, добрые милиционеры, кино, котя, мерри-факин-кристмас, мифология, мужское, музыка, не Fallout, не фоллаут, няш-мяш, политически верно, русские - niet, собачка, фауна, хорошие картинки, человечность, юные школьницы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →