Трепещет крылом журавля,
Сердец разжигает пламя!
Его знаменосец - я!"
Цянь Цай, "Сказание о Славном Воине Поднебесной"
Многое изгладилось из памяти, потому что она уже не та, что когда-то. Вот раньше память была - огого! А сейчас не так. Тем не менее, кино было охрененное. А все почему? Потому люди свели к минимуму человеческие отношения и к максимуму - тыщ-пыщ и идею. Увы, фильм хоть и не провалился в прокате, но лишь вдвое перекрыл затраты. От картины ожидали большего. Грандиозный замах людей, решивших впрячь в одну телегу голливудского коня и трепетную лань китайского фентези завел картину в мрачную пустыню всеобщего отторжения. В этом фильме практически каждый находит для себя что-то родное, близкое, вызывающее яростный и непрекращающийся баттхёрт. Патриоты США громко кричат оттого, что мир спасают китайцы. Патриотов Китая свирепо бомбит от того, что Китай спас америкос, а прекрасная китайская девственница втрескалась в этого пендоса по уши (и ладно бы еще был молоденький, а то ведь совсем неновый мужик!) Феминисток рвет от патриархата, обрекшего узкоглазую красавицу на незавидную участь быть придатком членоносца (пусть и без грязной кульминации). Порядочных людей всего мира вымораживает от тоталитаризма. Вату пырит... Да ее всегда от чего-нибудь пырит. Бывалым смишно, как все там глупо устроено. В общем, приходится признать, что по достоинству фильм смогли оценить очень немногие. И среди этих немногих ослепительной звездой сверкаю я.
На самом деле одна из главных проблем фильма именно в том, что он очень китайский. В смысле, поставлен китайским режиссером по канонам китайского фентези. Китайское фентези - это очень своеобразный вид киноискусства, потому что его культурные ноги растут из китайского классического фантастического романа. Надо сказать, китайцы упарывались фентези еще в те времена, когда у предков нынешних европейцев дофига литературой считалось занудство о том, как благородные рыцари сели на коней и поскакали куда-то в Омск давать по щам тамошним фантастическим псоглавцам. А у жителей Поднебесной к этому времени в моде были бесконечные циклы с демонами, летающими героями, богами и похотливыми суккубами - марвелл отдыхает, короче. Оборотной стороной этого чересчур раннего литературно-полового созревания стало то, что китайский роман, по большому счету, так и не вышел из подросткового возраста. В нем, как правило, все очень плохо со связным сюжетом. Эпизоды не вытекают один из другого, герои туменами вываливаются ниоткуда и сваливают в никуда, чтобы снова выскочить через десять глав, вводя европейского читателя в исступление необходимостью вспоминать, что за удалец тут хлопает по плечам персонажей, которые, более-менее, устоялись, как основные. Так вот, китайские фантастические фильмы, которые раньше штамповались в Гонконге, а сейчас делаются уже и в самом Китае, благо, компьютерная графика страшно скакнула вперед, страдают теми же недугами. И часть этих болезней, увы, подхватила "Великая Стена". Несмотря на то, что практически все сюжетные ходы и выверты имеют логическое объяснение, в поисках этого объяснения приходится очень сильно покопаться. Сам процесс раскопок сильно напоминает СПГС, что несколько снижает его ценность в глазах взрослых, разумных людей с высокой степенью бывалости и рассудительного. Но упоротым, вроде меня, он доставляет особенное удовольствие.
Я смотрел фильм на большом экране дважды. Первый раз в айпаде (или айботе, я хз, короче, в "Октябре" переделанном) с братом, второй раз водил на 3d дочку друга, потому что так сложилось, что больше ее сводить в кино было некому. Первый раз я просто тихо офигевал от картинки и громко и немелодично повизгивал. Второй раз смотрел уже спокойней и подмечал всякие разные маленькие обстоятельства и детали, которые и доставляют удовольствие любителям проработанных фантастических миров.
Вообще, идея фильма, конечно, офигенная. Я не знаю, кому она пришла в голову: китайцам или американцам, но кто бы это ни был, он заслужил какую-нибудь особенную награду от Games Workshop за пропаганду их игрового мира. Хотя кого я обманываю, эти упыри даже спасибо не скажут, да и Ski fi мир свой они через месяц-другой спустят в унитаз, как уже проделали это с фентези-вселенной. Но речь не об этом, а об удивительной завязке сюжета. Короче, на планету, находящуюся где-то в каменно-бронзовом веке шлепнулся довольно крупный тиранидский Хайвшип. К счастью, при падении корабль сильно пострадал, а само приземление произошло в Древнем Китае. Вооруженные бронзовым оружием, но многочисленные и организованные китайцы оказались рыло к рылу очаровательными хормаганатами:
Обратите внимание, животное в голову только ест. Мозг и глаза у него расположены в тораксе. Хормагантам нужно много ном-ном-ном для того, чтобы восполнить запасы биомассы. Биомассу они скармливают своей королеве, а та производит новых хормагантов (а потом и карнифексов), чтобы в конце концов пожрать все. Люди, естественно, с этим несогласны. К сожалению, как я уже сказал, им противостоят твари размером с корову и хлеборезкой, способной эту корову перекусить пополам. Кажется, задача не имеет решения. Естественно, китайцы начинают ее решать. Определенную помощь здесь оказывает то, что отрезанные от ХайвМайнда организмы очень сильно тупят. Первые годы и века они способны, главным образом, на одну тактику: набигать хуман уэйв, как красные жидомонголы на тевтонские пулеметы, причем исключительно по прямой. Хитрые и самоотверженные китайцы ценой огромных потерь отражают вторжение за вторжением (отдельные организмы добегают даже до столицы!), пока им не удается выстроить линию непрерывных укреплений. Дальше положение более-менее устаканивается. Тираниды набигают, несут огромные потери и отползают в свое логово в недрах разбитого корабля, перемешанного с горным хребтом, зализывать раны и высиживать яйца. Сил китайцев хватает только на отражение очередного вторжения. Нет, разумеется, воины Поднебесной совершенствуют антитиранидские приемы. Беда лишь в том, что звери от набега к набегу заметно умнеют. Очередной мирный цикл подходит к концу, и человечество в лице его лучшей половины ждет очередное вторжение. Отсюда и начинается сюжет картины.
Как я уже сказал, китайцы очень сильно подготовились. Стена укреплена невероятными механизмами, создано пять армий:
1. Олени - кавалеристы, силы быстрого реагирования.
2. Тигры - расчеты тяжелых боевых машин и противоосадных механизмов.
3. Соколы - стрелки.
4. Журавли (женский корпус) - копейщики, атакующие сверху.
5. Медведи - рукопашные бойцы.
Армии имеют доспехи и оружие, соответствующее их специализации, при этом доспехи различаются не только конструкцией, но и цветом. Впрочем, несмотря на специализацию, все рода войск умеют драться в строю со специальным щитом и особым копьем. Когда вся этам боевая машина разворачивается к бою - зрелище поистине великолепное:
Надо сказать, китайцы в картине смело ломают стереотипы, согласно которым Воины Поднебесной - это такие шустрые обезьяны, которые скачут по бамбукам, летают на ниточках и делают смертоносное кунфу с разрубанием камней и железяк. Китайская армия в фильме - это грозная боевая машина, сильная прежде всего организованностью, выучкой и слаженностью. Мастерами единоборств в фильме, как ни страно, оказываются как раз европейские наемники. Этому, впрочем, дается внятное объяснение. И англичанин, и испанец воюют с детства, и являются последними выжившими участниками отряда, который проехал всю Евразию с запада на восток. Эти двое - победители в естественном отборе, вершина пищевой пирамиды, наделенные, помимо прочего, невероятным везением. Попавшие на Стену накануне вторжения западные воины ошеломлены китайской военной машиной. Машиной, у которой есть одно весьма уязвимое место. Бойцы пяти специальных корпусов всю жизнь провели на Стене, готовясь отразить нашествие. Они отлично подготовлены, имеют лучшее оружие, снаряжение и доспехи (последние, впрочем, как бронежилет без средств усиления - могут защитить от падений, случайных ударов хвостов и лап, но не от укуса жуткой пасти). Ими командуют генералы, преуспевшие в военном искусстве:
Их стратег - мудрый ученый, досконально изучивший военную науку (в китайской традиции это совсем не то же самое, что военное искусство):
У них нет лишь одного - настоящего боевого опыта.
Вообще, вся система обороны Стены - очень китайская (КО берет под козырек). В китайской военной традиции сражение - это такая сложная игра, разворачивающаяся, главным образом в умах полководца и его стратега. Стратег составляет хитрый план, сообразуясь с местностью, погодой, фазой Луны и прочими сложными щами. План состоит из множество подпланов, хитрых маневров, молниеносных рассчитанных ударов, продуманных ластстэндов и жертвования парой десятков тысяч пешек. Задача полководца - следить за тем, чтобы каждая деталь плана воплощалась в жизнь строго по графику. Если все идет, как предусмотрено, враг терпит сокрушительное поражение и вообще страдает. Основная проблема такого способа ведения войны - донести до противника простую мысль, что он должен действовать в соответствии с разработанным планом и быть разбит наголову. Пять корпусов великолепно подготовились к вторжению. Беда лишь в том, что они готовились к прошедшей войне. Их боевые машины безупречны и смертоносны:
...но враг научился массировать силы и атаковать настолько стремительно, что стрелы просто не успевают нанести серьезные потери, ведь единственный способ гарантированно убить тварь (ну, конечно, не считая старого доброго метода разрубания на куски) - это поразить мозг через глаз. Девушки-Журавли прекрасно подготовились стремительно падать на врага и бить копьем по незащищенным сверху глазам:
...увы, твари начали смотреть вверх и встречают опасность в прыжке. Сцена с кольцами - по-настоящему жуткая. Командующий армией пытается вести битву по заранее намеченному плану, разумно вводя в бой новые средства поражения:
...но тираниды совершили качественный интеллектуальный скачок, а китайцы этот скачок проморгали. Лишь мудрый стратег, анализируя опыт предыдущих вторжений, предсказал, что враг умнеет и это нашествие будет отличаться от предыдущих. Но, судя по некоторым едва намеченным признакам, он в опале у Императорского Двора и на стену фактически сослан.
Когда чудовища все-таки врываются на стену, наступает звездный час европейцев. Два подонка не умеют в возвышенное и организованное, они вообще не готовы отдать жизнь за Родину и товарищей, а скажи им, что надо броситься в пасть чудовищу - покрутят пальцем у виска. Зато за тридцать лет непрерывных боев они научились мгновенно реагировать на любое изменение обстановки и инстинктивно находить оптимальное решение любого военного вопроса. Англичанин и испанец уничтожают двух прорвавшихся тварей и дают китайцам возможность перегруппироваться. Многие критики похотливо скулили над сценой после битвы, когда умытые и побрившиеся западные воины входят в обеденный зал, и китайские солдаты и офицеры, даже генералы, встают, приветствуя их. Китайские патриоты даже мандили, что, мол, это унизительно. Патриоты, они, конечно, везде немного патриоты, но прочитайте какие-нибудь "Речные Заводи". Сун Цзян и прочие вожди Ляншаньбо не стеснялись встать и выйти навстречу своим подчиненным, вернувшимся с победой. Пять генералов не обращают внимания на то, что два богатыря, сражавшиеся рядом с ними, смотрят на мир, не прищуриваясь, но это говорит лишь о мудрости и широте взглядов командиров Стены. Два варвара сражались рядом с ними и сильно помогли в бою - значит надо нахерачиться с ними вина и побрататься. У китайских удальцов того времени побрататься было - как в кусты отлить, хотя сформировавшиеся при этом узы принимались очень всерьез.
Дальше начинается странная война, смысл которой становится ясен ближе к концу фильма. Мне представляется особенно ценной сюжетной находкой то обстоятельство, что тираниды переиграли противника именно в таком виде войны, в котором китайцы считали себя непревзойденными мастерами - в битве стратагемм. Свой план твари придумали и осуществили с блеском. Многие бывалые презрительно задавались вопросом: почему де твари, вынеся гарнизон одной из периферийных башен, не перелезли через стену сразу там. Ответ прост (хотя надо понимать, что это в значительной степени СПГС): карнифексы и сарочка кэрриган не умеют лазать вертикально, а без сарочки армия тиранидов далеко не убежит - у нее, судя по всему, есть предел распараллеливания мозговых ресурсов по управлению своими подчинеными. Тираниды осуществили отвлекающую атаку просто для того, чтобы постоянно держать противника в напряжении, отвлекая от главного направления. То, что в ловушку попалась крупная рыба, которой не сиделось на месте после дневного боя - это только бонус. И да, всем умникам, которые блекотят, что полководец не должен был сам. В китайской военной традиции полководец как раз очень даже должен сам. Более того, этого от него ждут его собственные войска. Экзамен на военное звание в Столице включал в себя в первую очередь стрельбу из лука и поединки. Как я уже говорил, задача разработки плана кампании и сражения лежала на плечах стратега. Генерал же должен был находиться в первых рядах, управляя боем на тактическом уровне и, если надо, лично раздавая по щам, поскольку его уровень военной подготовки на голову превосходил уровень рядового бойца.
Как тираниды действовали на главном направлении без шума? А хрен его знает. Хотя, если судить по состоянию этого направления, они самым банальным образом могли выделять какую-то сильнодействующую химию.
Вообще, фильм сильно страдает от неровного и не очень удачного монтажа. Так эпизод, в котором защитники Стены, наконец, обнаружили, каков был успешно осуществленный план тварей, оказался скомканным. Хотя, если внимательно смотреть и слушать, что происходило между допросом Дэймона и известием о начале атаки, можно понять, зачем Медведи в конце концов спустились со Стены.
Что касается выбора кандидатуры на роль главного европейца... Вот честно скажу, я не знаю, удачный это был выбор, или неудачный. С одной стороны, Дэймон, конечно, во-первых сильно не молод, а во-вторых, издевательская характеристика, данная ему в мультике "Команда Америка":
...до сих пор в силе. С другой стороны, нельзя не признать, что у него простое и по своему очень обаятельное хлебало:
Не рыцарь, а именно пехотная сволочь, до автоматизма отточившая боевые навыки в бесконечных войнах, он в силу своей простоты выглядит очень убедительно в роли человека, который, оказавшись в абсолютно чуждой ему атмосфере всеобщего братства и отчаянной нацеленности на выполнение великой задачи - спасения мира - подпадает под обяние чужой культуры и начинает жечь за Поднебесную, как заправский ханец. Китайская культура со всем своим тысячелетним багажом и колосальной инерцией обаяния древности и кажущейся сложности действительно часто производит именно такой эффект на неподготовленные мозги. Кстати, судя по интверью с Деймоном, он вполне попал под это обаяние в реальности, и с огромным уважением и даже восхищением отзывался о своих китайских партнерах:
В общем, фильм получился очень хорошим и красивым. Разумеется, многие со мной не согласны, но какое мне до них дело? Когда выйдет режиссерская версия - куплю обязательно. Блюрея у меня нет, но просто для того, чтобы потом на законных основаниях скачать с торрентов и иметь в библиотеке. Кто не ходил на фильм в кино - благородный олень и слабый пол.)))
И да, в день мировой премьеры местность к северу от Великой Стены озарилась пламенем миллиона монгольских пуканов. Зарево над Монголией было видно даже из космоса! Зловредные китайцы хитроумно отомстили потомкам Чингисхана и прочих сюнну за тысяч лет набегов и оккупаций, разом перечеркнув их культурный вклад в мировую цивилизацию. Сюнну? Чжурчжэни? Монголы? Окститесь, не было никаких немытых варваров на мохнатых лошадках. Крокодилы ускоренные - вот это было. А кочевники ваши - это Черная Легенда)))