bigfatcat19 (bigfatcat19) wrote,
bigfatcat19
bigfatcat19

Category:

From "Our Northern Brothers" by John North Catlin. Part IV.

Глава 15. Об оружейниках Новых Шошонов и о шошонских мушкетах.

Как гласят дошедшие до нас в кратком пересказе хроники Браунов, когда Новые Шошоны впервые вошли в страну, которой отныне суждено было стать их домом, сопровождавшие народ Рейнджеры Айдахо рассказали Уильяму Холлу, что через руины Дикси, Элк-Сити и дальше на Сирингу по плоскогорьям проходит одна из железнодорожных веток, построенных в шестидесятые годы, чтобы поддерживать наступление американских войск в Канаде. 23 октября 2077 года атомный удар застал на этой дороге один из эшелонов снабжения Анкориджской армейской группировки. Из шестидесяти вагонов почти половина сошла с рельсов, разбросав содержимое по насыпи, где оно частью сгорело, частью сгнило. Однако тридцать четыре вагона остались целыми. Отступая на север, Рейнджеры наткнулись на этот поезд и, естественно, поспешили ознакомиться с грузом.

В двадцати двух вагонах перевозили боеприпасы, комплекты индивидуальной баллистической защиты (броню и шлемы), боеприпасы, оружие и стандартное армейское снаряжение. Оружие, патроны и энергетические ячейки в условиях надвигающейся ядерной зимы пришлись ожесточившимся солдатам Национальной Гвардии и рейнджерам Лесной Службы как нельзя кстати. Настоящим сокровищем оказались контейнеры с медикаментами и коробки с индивидуальными пайками. Сотни тонн продуктов помогли тем, кому суждено было стать Лесными Воинами, пережить самые тяжелые годы. Рейнджеры установили постоянный пост у эшелона, и время от времени наведывались к нему, чтобы забрать то, что не смогли унести раньше.

Однако, двенадцать вагонов оставались почти нетронутыми. Изучив накладные, рейнджеры установили, что в них перевозились запасные части к стрелковому оружию. Наступающая армейская группировка вела ожесточенные бои, в которых ресурс вооружения расходовался очень быстро. В двенадцати вагонах перевозилось то, что быстрее всего выходит из строя в любом оружии от пистолетов до автоматических пушек: пружины, детали затворной группы, бойки и, главное, стволы.

Незадолго до начала Войны за Ресурсы в ССА была принята концепция модульного оружия. Рама оружия служила основой, на которой можно было из готовых частей собрать любой вид вооружения. При наличии готовых деталей штурмовой карабин легко превращался в легкий пулемет или в винтовку повышенной точности стрельбы. Помимо этого, некоторые специализированные виды оружия, в частности, обычные и крупнокалиберные снайперские винтовки имели скелетную конструкцию, позволяющую быстро заменять стволы, затворную группу, детали спускового механизма и т. д. Наконец, оружие, предназначенное для ведения огня очередями, особенно с высоким темпом стрельбы: легкие и крупнокалиберные пулеметы, авиационные пушки и оружие с вращающимся блоком стволов, требовали замены ствола практически после каждого серьезного боя. Одним словом, армия требовала массу запчастей к своему стрелковому оружию, и одними из основных таких деталей были именно стволы.

Эшелон, навсегда застрявший в зоне заповедников Айдахо, перевозил, ни много ни мало двести тысяч стволов калибром от 5 до 20 мм. В день, когда караван Новых Шошонов дошел до поезда, большая часть контейнеров с частями оружия оставалась запечатанной….

Хозяин Машин Эзекииль Браун и великий Уильям Холл сразу поняли, какое сокровище им досталось. Большая часть винтовок Новых Шошонов представляла собой гражданские модели, которые, рано или поздно, должны были прийти в негодность. Некоторое количество армейских винтовок и пистолетов, бывших на вооружении Ополчения, можно было починить с помощью запасных деталей, но для того, чтобы вооружить каждого мужчину нужны были тысячи ружей. К тому же, армейские винтовки и пистолеты требовали боеприпасов с бездымным порохом, которые рано или поздно должны были подойти к концу. Но инженеры и ученые Брауна были уверены, что смогут наладить производство черного пороха. На территории заповедников было по меньшей мере две заброшенных серных шахты. Добыть соду и уголь тоже не представляло труда. Инженеры также знали, что смогут наладить производство бертолетовой соли, а медную фольгу можно было делать, расплющивая провода – в погибшем мире телефонами никто не пользовался.

Сразу после утверждения основных деревень народа, Брауны отправили к эшелону первый караван. Через полтора месяца у престарелого Хозяина Машин было почти шесть сотен стволов всех калибров. После года экспериментов, будущие оружейники установили, что для производства ружей лучше всего подходят стволы многоствольных пулеметов калибром 5, 7.52 и 20 мм, а также для обычных и крупнокалиберных снайперских винтовок, и крупнокалиберных пулеметов. запчасти для автоматических и самозарядных винтовок, а также легких пулеметов, для производства ружей подходили плохо, так как имели отверстие для отвода поровых газов.

После долгих мучений с уже готовыми ложами и прикладами, оружейники решили, что эти части оружия они будут изготавливать самостоятельно. Затворную группу решили делать сменной, так, чтобы стрелок мог после сравнительно недолгой и не очень сложной операции подготовить свое оружие для стрельбы унитарными патронами, если ему повезет такие достать.

Весной 2104 года Эзекииль Браун представил Уильяму Холлу шесть винтовок, ставших прародителями самого знаменитого оружия Айдахо. Первые шошонские мушкеты были подлинным произведением искусства. Они изготавливались в калибрах: 5, 7,62, 12,7 и 20 мм и имели ствол длиной от двадцати шести до сорока дюймов. Затвор сложной формы позволял заряжать оружие с казенной части, избавляя стрелка от долгих манипуляций с шомполом. Повозившись с отверткой и выколоткой, и заменив несколько деталей, воин мог подготовить оружие для стрельбы унитарными патронами (при этом мушкет 12,7 мм имел затвор, приспособленный под пистолетный патрон, а для мушкета самого крупного калибра патронный вариант, по понятным причинам, не предусматривался). Наконец, было изготовлено два мушкета револьверного типа. Эти чудеса инженерной мысли вместо затвора имели барабан на восемь гнезд. Как и у обычных винтовок, имелась возможность стрелять унитарными патронами, для чего воину нужно было заменить барабан и курок.

Уильям Холл осмотрел и отстрелял винтовки, после чего спросил Эзекииля Брауна: с какой скоростью мастера деревни могут производить это замечательное оружие? Браун сказал, что теперь, когда технология отработана, они без труда смогут делать до сотни винтовок в год. Говорят, что услышав это, великий вождь вздохнул и объяснил Хозяину Машин, что такими темпами они только Ополчение будут вооружать четыре года. На то, чтобы снабдить ружьями всех мужчин уйдет лет пятнадцать. А ведь планировали сделать оружие и женщинам, чтобы в случае нападения на поселок те могли отстреливаться вместе с мужчинами. Необходимо либо упростить конструкцию, либо ускорить выпуск.

После долгих споров было решено, что для солдат, которые постоянно находятся на службе, будут делать более совершенные винтовки. А молодые воины и гражданские получат упрощенный вариант – без сменного замка и дульнозарядный. Одновременно Холл дал задание начать разработку револьверов калибра 9 мм, 10 мм (.38) и .45.

Осматривая винтовку калибра 20 мм, Уильям Холл усмехнулся и сказал, что это – целый мушкет. Присутствовавший на испытаниях старый Донован Звенящая Змея Рассел заметил, что ведь раньше оружие, состоявшее на вооружении пехоты, и называли мушкетами, пусть даже это была магазинная винтовка под патрон на бездымном порохе. Присутствовавшим мастерам и воинам такое название понравилось. В конце концов, винтовок много. Даже лазерные ружья перед войной официально назывались винтовками. Мушкет – другое дело. Тут от самого слова веет основательностью. Так родился знаменитый Шошонский Мушкет.

Оружейникам Брауна потребовалось десять лет для того, чтобы вооружить взрослых мужчин народа своими замечательными ружьями. Все это время шло совершенствование и упрощение конструкции мушкета. Мастера набирались бесценного опыта, ведь даже точно расколоть и правильно высушить заготовку для приклада и ложи очень непросто. Одновременно, инженеры, механики и химики восстанавливали, а по сути – разрабатывали заново, технологию производства черного пороха и бертолетовой соли для капсюлей. Немало оторванных пальцев и выбитых глаз было отдано в уплату за создание и отработку технологии производства черного зерна. Два инженера погибли – их лица, высеченные на тотемном столбе, сейчас обращены к оружейным мастерским и пороховым землянкам новой деревни Браунов. Эзекииль Браун не увидел окончания этой работы. Он умер весной 2110 года в своей мастерской, за самодельной чертежной доской. Над его могилой воины даль три залпа из своих новых винтовок.

Поскольку транспортировка пороха и капсюлей представляет собой довольно опасное и сложное предприятие, а для обучения воинов и того, и другого требуется немало, их производство было развернуто также в деревнях Холлов и Сайков. В обоих случаях, в отличие от деревни Браунов, пороховые землянки располагаются на отшибе, за пределами территории, защищенной крепостной стеной. Однако сера и селитра хранятся внутри поселка, поскольку представляют собой ценные ресурсы.

Мастера Браунов постоянно улучшали конструкцию своего оружия, доводя ее до совершенства и стремясь упростить производство, чтобы выпускать больше мушкетов. На рубеже 22 и 23 веков они производили почти сотню ружей в год. Теперь уже не только в каждой семье было по несколько ружей, но и появилась возможность изготавливать маленькие винтовки для детей, чтобы юные воины с детства обучались ремеслу солдата. Все старшие воины и вожди были обеспечены револьверами, многие имели также револьверные мушкеты.

Великая Война с Каннибалами нанесла народу Новых Шошонов страшный ущерб. Погибли тысячи людей, были разрушены городки и поселки, вытоптаны поля, уничтожен скот. Ужасным бедствием стала также утрата знаний и средств их сохранения и приумножения. Производство оружия было практически остановлено – вместе с деревней Браунов погибли бесценные станки и инструменты. Большая часть воинов погибла, и оружие этих героев оказалось потеряно вместе с ними. Возобновление производства ружей стало важнейшей задачей. К счастью, эшелон с запасами драгоценных стволов каннибалы не тронули – они просто не поняли, какой сокровище перед ними. Уже весной 2204 года уцелевшие мастера в городке Холлов начали изготовление первых ружей. Были построены сверлильный и токарный станки, приводившиеся в движение одним из имевшихся в городке электромоторов. Одновременно небольшие, но хорошо подготовленные отряды воинов и уцелевших механиков были отправлены за пределы страны, чтобы в руинах старинных мастерских, заводов и шахт найти детали, инструменты и, части машин, которые помогли бы восстановить производство ружей.

К 2208 году оружейники Новых Шошонов производили уже около двухсот винтовок в год. Эта победа досталась дорогой ценой – из отправившихся за пределы страны героев назад вернулось чуть больше половины. Послевоенные мушкеты были примитивней тех, что изготавливали до войны. Они по-прежнему заряжались с казенной части, но возможность стрелять унитарными патронами была потеряна. Мушкеты, изготавливаемые для личного пользования и для детей, делались только дульнозарядными. Лишь для прославленных вождей и лучших воинов мастера иногда делали шедевры, подобные лучшим образцам оружия прошлого. Производство револьверов, тем не менее, продолжилось.

gunsmith_1

Однако, нельзя сказать, что прогресс в производстве оружия остановился. Помимо мушкетов старого образца, мастера начали изготавливать двуствольные штуцеры – как заряжающиеся с дула, так и казнозарядные

Во время первого торга в Дикси, Белые торговцы интересовались у своих Красных коллег возможностью закупки индейских ружей. Оказывается, во время Великой Войны оружие народа, захваченное каннибалами, попало в конце концов в руки Белых. С точки зрения жителей Убежищ это были примитивные ружья. Однако для фермеров, которые расчищали и обживали равнины юга Айдахо, такое оружие – простое, надежное и сравнительно дальнобойное, пришлось как нельзя кстати. Мало кто из них мог позволить себе оружие с юга, стоившее целое состояние. Патроны также представляли собой определенную проблему. А вот ваши, ружья, господа – это просто находка…

Обсуждение вопроса об экспорте мушкетов заняло у старейшин два года. Доводы против были очевидны: вооружать своего врага, пусть и не такого опасного, как каннибалы – это очевидная глупость. Однако, постепенно, верх стала брать партия, которая выступала за ограниченную торговлю оружием. Ее аргументы выглядели достаточно серьезными. Во-первых, во время войны народ потерял многое из того, что было вынесено из прародительского подземного города. Для того, чтобы восстановить хотя бы часть утерянного, нужны материалы, детали, знания. Отправлять лучших сынов и дочерей Новых Шошонов в опасные экспедиции за пределы наших границ – преступно. Нужно развивать торговлю с Белыми и добывать необходимое мирным путем. Во-вторых, по словам торговцев с юга в Айдахо начинает проникать Оружие Предков – как огнестрельное, так и энергетическое. Наше превосходство, основанное на мушкетах, продержится недолго. Разумнее будет обменять часть однозарядного оружия на более современные образцы, чтобы вооружить лучших воинов и подготовиться к дальнейшим испытаниям. И, наконец, никто не заставляет нас продавать Белым лучшее оружие. Будем отправлять им дульнозарядные мушкеты В конце концов, эта точка зрения возобладала, и торговля оружием началась.

Так шошонский мушкет начал свое триумфальное завоевание Айдахо. До того, как Ган Раннеры открыли в Бойсе филиал свой филиал, дульнозарядная винтовка калибра 5, 7,62 или 12,7 мм была едва ли не единственным оружием, доступным фермерам, трапперам и лесорубам штата. Даже в наши дни однозарядный дробовик южного производства стоит лишь немногим меньше, чем винтовка с тридцатишестидюймовым стволом, и при этом требует унитарные патроны, которые нужно покупать или переснаряжать. Винтовки малого калибра широко используются для отстрела вредителей на полях – их можно доверить даже ребенку. Опасения некоторых осторожных вождей, что Белые повернут оружие Новых Шошонов против них самих оказались напрасными – наемники и охранники лесных баронов отдавали себе отчет в том, что оружие в руках воинов народа превосходит то, что идет на экспорт, как качеством изготовления и принципом действия, так и тактикой применения.

Шошонский мушкет, которым вооружены воины Новых Шошонов, представляет собой казнозарядное нарезное ружье с длиной ствола от тридцати до сорока дюймов. Стандартным военным калибром считается 12,7 мм. Пули 7,62 и 5 мм имеют малое останавливающее действие и для боя с людоедами считаются малопригодными, хотя вполне могут использоваться при обороне поселков, где есть возможность стрелять по врагу из-за стены. Винтовки калибра 20 мм, которые делаются из стволов орудий, в Старой Америке устанавливавшихся на разнообразные самолеты, применяют лишь самые сильные воины. Кроме того, такое оружие во множестве ставят на вертлюгах на башни и вышки фортов, а также используют при обороне поселков и деревень. Белым торговцам обычно продают ружья калибра 5 и 7,62 мм, заряжающееся только с дула. Некоторые из таких мушкетов имеют даже не капсюльный, а кремневый замок. Их, по всей видимости, отправляют в какие-то совсем отдаленные места.

Древние стволы, рассчитанные на бездымный порох, служат долго. Разумеется, их тоже можно испортить – особенно если не чистить оружие. Впрочем, Новым Шошонам уважение к ружью прививается с детства. Нет обидней клички для юноши, чем «Грязный мушкет». Вожди нередко получают в подарок от деревни или от боевых товарищей сделанный на заказ особый мушкет. Такое оружие преподносят в специально изготовленном деревянном ящике, украшенном красивой резьбой и выложенным изнутри яркой синтетической тканью. Помимо собственно оружия, такой ящик содержит также запасные части, сменный замок (или, как в моем случае, несколько барабанов), пулелейки, шаблон для изготовления патронов, коробку для капсюлей и многое другое.

Шошонские воины используют в бою специальные патроны, представляющие собой бумажный, или сделанный из тонкой кожи, цилиндр с порохом, обмотанный вокруг пули. К цилиндру привязывается капсюль. Патроны делаются заранее и переносятся в специальном ящичке из пропитанного олифой дерева с плотно прилегающей крышкой. Для заряжания воин наклоняет оружие стволом вниз, открывает затвор и ставит курок на полувзвод. После этого он вкладывает патрон в патронник, отрывает капсюль и закрывает затвор. Затем стрелок надевает капсюль на запальную трубку и взводит курок полностью. После этого оружие готов к стрельбе. При хорошей подготовке это позволяет воину делать до десяти выстрелов в минуту, хотя, конечно, в реальном бою редко приходится стрелять так часто. Помимо готовых патронов воин часто несет с собой запас пороха, капсюлей и пуль, чтобы иметь возможность при первой возможности пополнить боезапас. В исключительных случаях воины могут заряжать ружье с дула при закрытом затворе с помощью шомпола.

Мастерские по изготовлению пороха есть в каждой деревне. Порох считается священным веществом, защитником народа, поэтому его изготовление требует особенного уважения. Обычно в пороховых землянках работают взрослые мужчины. Зачастую их помощниками являются молодые люди, которым здоровье не позволило стать настоящими воинами. Производство пороха считается очень тяжелым, опасным, но вместе с тем – почетным делом, и те, кто заняты этой работой, пользуются огромным уважением среди соплеменников. Капсюли делают только в деревнях Браунов и Сайков. Это тоже очень опасная работа. Капсюли, как правило, изготавливают женщины, потому что у них более ловкие и чуткие пальцы. Обычно женщинам, занятым в производстве капсюлей, от тридцати пяти до сорока пяти лет – в этом возрасте они могут переложить домашнюю работу на старших дочерей или невесток, чтобы сосредоточиться на основной задаче. Женщины и мужчины, занятые в производстве боеприпасов, имеют право носить в волосах перо, как если бы они совершили военный подвиг, в знак признаниях их заслуг перед народом.

Общее число мушкетов, произведенных мастерами Новых Шошонов, подсчитать трудно. До Великой Войны с каннибалами оружейники Браунов выбивали на патроннике номер оружия и первые буквы своего имени. В деревне Хозяина Машин велись строгие записи учета изготовленного оружия. К сожалению, во время вторжения эти регистрационные списки были утеряны. В двадцатые годы нашего века мастера снова договорились о единой системе учеты произведенного оружия. Все мушкеты, которыми я пользовался, имели номера, выбитые на замке и затыльнике приклада. По некоторым данным можно предположить, что после войны, с учетом экспортного оружия, было произведено более сорока тысяч мушкетов. В любом случае, запасы стволов у Новых Шошоно еще очень далеки от исчерпания.

На этом повествование о Новых Шошонах заканчивается. Я планировал сделать еще главу о положении женщин, но понял, что это повлечет за собой описание строения семьи, более поддробный рассказ о строении общества, системе управления, , в общем, эта бодяга не закончится никогда. Иногда нужно просто сказать себе нет. Все, что не вошло в четвертый том, в том числе и две иллюстрации Катлина Сайка, будет использована в разделе об индейцах в пятом томе.
Tags: 2 bore, 45-70 govt, fallout, idaho, old west, postapocalypse, индейцы, капитализм, творческое, тыщ-пыщ, уроки труда в средней школе, юные школьницы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →