

Когда индейцев посадили сидеть на попе ровно в резервациях, некоторые из них со скуки предались рисованию. В качестве альбомов использовались бухгалтерские книги, каталоги, словом, любой набор относительно белой бумаги, который попадал под руку. Цветными карандашами и мелками их снабжали агенты и офицеры присматривавших за резервациями полков. Эти "альбомы", в которых запечатлены самые разные сцены: от бытовых, до охотничьих, военных и даже сцен священных видений, являются ценным источником по поздней истории инджунов. Дело в том, что каждый рисунок, как правило, с гордостью предъявлялся соплеменникам, которые рассматривали картинку, критиковали или одобряли, но в любом случае не потерпели бы вранья. Поэтому в плане подтвердить: кто куда набижал, оскальпировал, проткнул или застрелил ledger paintings считаются весьма полезным и точным источником. Правда, остается вопрос правильной интерпретации того, что накаляка-малякали сто тридцать лет назад немолодые уже мужики, но это частности.
И вот, на этих картинках мы видим такое копье вполне себе в бою:

Несет его вполне себе вождь - это видно по огромному количеству перьев в его головном уборе. Человек совершил большое количество подвигов лично, плюс, возможно, ему в знак уважения отдали свои свершения младшщие товарищи. Конечно, можно сказать, что де он это копье тащит исключительно, как регалию - вроде знамени. Только чтобы воодушевлять и ободрять. И тут нам на помощь приходит другая картинка:

Как видим, применяли и весьма. Причем, похоже, в данном случае копье метнули - оно так и осталось в пробитом насквозь несчастном солдате, которому сейчас еще и прилетит топором по башке. Обратите внимание, кстати, как искусно неизвестный мастер народного творчества приспособил картинку топора из каталога себе, молодому, в руку))). Эта картинка, кстати, не из интернета, а из книжки Британского Музея "Ritual & Honour"
Относительно генезиса этого предмета вооружения, военного назначения и распространенности точно сказать нельзя. Когда белые люди начали всерьез интересоваться подобными вещами с точки зрения этнографии, а не в плане избежать применения к своей башке интересного, но радикального метода борьбы с облысением, не только копье, но и лук со стрелами стал экзотическим оружием. Ряд описаний подобных предметов говорит, что копья имели очень важное значение в церемониях военных обществ, причем нередко во время ритуальных собраний и плясок их несли девушки.
В наше время кривое копье принадлежало, например, вот этому джентльмену:

