В общем, трек про продолжающийся бой долгое время лидировал в хит-параде "Пионерской Зорьки" (была такая европаплюс для индоктринации личинок советских людей в возрасте от десяти до пятнадцати). Да и сейчас песню эту очень любят толстенькие сорокалетние комсомольцы двухтысячных. Причины этой любви лежат на поверхности: бодрый ритм, заводная музыка, патосные слова... Но вот слова-то, на самом деле, как раз подкачали. "И вновь продолжается бой" являет собой пример хрестоматийного невытягивания патоса. Так называется поэтический косяк, когда автор начинает за здравие, а кончает "Спокойной ночи малыши". В самом деле, послушаем песенку ушами головы:
Первый куплет практически вылетает галопом на простор и разворачивается в лаву: стяг, шаг, а над страною бурно поддувает мужским, пахнущим бугуртом:
...причем во множественном числе.
Припев не только не снижает накал патоса, но поднимает его на невиданную высоту. Бугурт уже начался и идет прямо, как в Выборге:
Но этого мало! В песне появляются ни много, ни мало, высшие божества советского пантеона: Ленин и Октябрь! Причем оба - юные, то есть еще той эпохи, когда они ходили по земле среди людей, совершали свои зловещие подвиги, проливали кровь мешками и истязали Россию. Замах сделан на сторублевку. Теперь очень важно не снизить уровень патоса в последующих куплетах. Удалось ли это автору? Увы, нет.
Второй куплет слегка снижает накал дорамы. Во все концы летит весть отцам, что будут победы и встанут борцы. Тут такое дело. Если принять, что песня струит свои строки от лица восемнадцатилетних комсомольцев, то их отцы, скорее всего, в настоящей победе, где был тыщ-пыщ, миллионы фрагов с обеих сторон, титанические раши и прочий тотал вор против армии демонов на импоссибле, участия не принимали чисто по возрасту (исключая довольно малочисленную, хотя и весьма эпичную, прослойку пионеров-героев). Поэтому победы, в общем, если и будут, то трудовые. По сравнению с вихрями бугуртов первого куплета и божествами из припева это все звучит как-то ниочинь.
В третьем куплете поэт пытается вытянуть патос, предлагая не щадить жизни для правды. В общем, мотив героической смерти ради неполживого он, в какой-то степени, действительно звучит героически. Вернее, звучал бы. Времена, когда русские люди добровольно сливались именно за правду, они либо отстоят от 1974 года на довольно большой промежуток времени:
...либо относится к периоду, который в 1974 году вспоминать было не принято: "одна половина сидела, другая охраняла"(тм). Комсомольцы сороковых и 1918-1922 не щадили жизни ради других, более емких, вещественных и конкретных принципов и понятий. К тому же, Добронравов слегка зашкваривает куплет антирелигиозной пропагандой - и это уже просто ёмаё. В самом деле, какие милости с неба могут быть в башке у пионера и комсомольца семидесятых? Он в большинстве своем про Бога видел только в фильме "Андрей Рублев", да и то если не сбежал с этой тягомотины после сцены с тыщ-пыщ во Владимире. Еще один кол в патос первого куплета вбивает обращение "ребята". Комсомол, который вихрем ходил в яростные атаки, перед этими атаками обращался внутри себя: "Товарищи". Ну, то есть, конечно, по факту он, скорее всего, обращался как-то вроде: "Ёб вашу мать, рубай беляков, пока они пулеметы не развернули!", но в плане патосного и канонического обращением было именно "Товарищи!" "Ребзя" - это уже что-то дворовое. В конце концов, у нас ведь тут не полковник-хват к солдатне, порекрученой из крепостных, бакланит на Бородинском поле.
Наконец, мы подходим к четвертому куплету, и тут патос окончательно сливается в яму с говном. Чего-то невразумительно пробухтев про погодные условия и про то, что в плане снабжения Москва - это вам не Пенза, Добронравов ляпает чудовищные строки про юность планеты и всемирный стройотряд. Если кто не знает, что такое стройотряд - это, короче, когда студенты, как более грамотные и дисциплинированные, чем пролетариат, направлялись куда-нибудь чего-нибудь строить и возводить, чтобы поддержать своим плечом, за которым десять классов, спивающегося гегемона. К семидесятым годам это уже в значительной степени превратилось в такую шабашку, где москвичи и прочие городские могли реально понюхать жизни и заработать денег, иногда - нормальных. По понятным причинам, строили такие отряды несколько хуже профессиональных строителей, но если учесть, что в описываемый период профессиональные строители зачастую не строили вообще, годами давая унылым карикатуристам журнала "Крокодил" материал для несмешных карикатур, реальный выхлоп от студентов был. Но дело не в этом. Дело в том, что проблеяв про стройотряд, Добронравов, фактически, заменил буденновку первого куплета на панаму из газеты, а шашку - на бутылку портвейна три семерки.
СУКА! Ты начал с вихрей атак! У тебя там клинки, аэропланы, броневики, пулеметы максимова, пистолеты маузерова, квадратные такие! У ТЕБЯ ТАМ МОЛОДОЙ ЛЕНИН! Не подсыпающий песок дедушка Ленин


Вот так бывает, когда поэт не может выдержать патос на все куплеты. Для сравнения, приведем стихотворение "Коммунисты вперед!" Александра Межирова (не касаясь забавных обстоятельств биографии поэта и заскорузлости его рабочих узловатых пальцев)))). В общем, стих разделяется на пять частей: Вступление, Гражданская Война, Первые Пятилетки, Великая Отечественная и Финал.
Вступление подготоваливает нас к эпичности описываемого. Автор обещает открыть нам тайну великого заклинания, которым можно оббаффать свой юнит на яростную мораль и статы атаки, но дано это не каждому, а лишь тем, кто достиг определенного левела.
Затем идет глава про огненные годы, и тут читателя прямо за горло берут жесткие образы сыпняков, клинков, интервентов и полка, который бросает на проволоку (видимо, колючую, какая тогда еще была?) свои пальто. Здесь впервые звучит заклинание, которое очень тихо, чтобы никто не подслушал, произносит комиссар - советский клерик

Потом идут Великие Стройки. Собственно, здесь как раз можно было бы скатиться в стройотряд, но Межиров тут же подпускает героики и жертв. Плотину порвало, бригады на дно (кто их, зеков, считать будет?), и молодой инженер, видя, что наступает кабздец, тоже произносит секретный спелл: "Коммунисты, впегед, пока нам тут всем вгедительство не пгишили". И сразу банальщина строительства поднимается на высоту эпика - люди погибли, но, типа, не зря, а коммунисты - вперед!
Затем - Отечественная Война, тут, без шуток, лучшие строки - и с гранатой в траву, и с КВ в капонирах, и солдатами, которым стыдно смотреть в глаза беженцам.
Но вот война закончилась, пора писать финал. Казалось бы, уж теперь не миновать стройотрядов, иронии судьбы и прочего позднесовкового говнобыта. Но нет, Межиров не подводит! Погода, конечно, херовая, но не просто так: земля пахнет горячим железом
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →