Но сегодня речь пойдет о другом корабле. HMS "Dreadnought" - это уникальный корабль. Во-первых, он стал основателем класса, который царил на морях всю Первую Мировую (хотя по-настоящему его кровавая звезда взошла через двадцать пять лет после "Августовских пушек"). Все линкоры двух великих войн ведут свой род от этого патриарха:
Однако, англичане любили дедушку не только за то, что он вверг их страну (а также ее главного противника в Великой Войне) в безумие Большой Дредноутной Гонки. Дело в том, что в битвах на морских театрах Первой Мировой HMS "Dreadnought" принадлежит честь удивительной, единственной в своем роде победы. Более того, эта победа в некотором роде успокоила раненую национальную гордость британцев, ибо "Дредноут" свершил Праведную Месть, после которой души почти полутора тысяч британских моряков обрели, наконец, покой.
Эта история берет начало в первые недели войны. 22 сентября 1914 года броненосные крейсера седьмого отряда крейсеров, который на флоте называли "Наживка" из-за того, что он состоял из устаревших кораблей с экипажами, составленными главным образом из резервистов, в составе большого формирования кораблей, включавшего также эскадренные миноносцы, легкие крейсера и подводные лодки, патрулировали юго-восточную часть Северного моря. В составе патруля были броненосные крейсера "Кресси", "Хог" и "Абукир" типа "Кресси":
Эти корабли уступали в боевых характеристиках не только линейным крейсерам, но и большим крейсерам типа "Шарнхорст". В шесть-двадцать утра 22 сентября немецкая подводная лодка U-9 по командой капитан-лейтенанта Отто Веддигена (он справа):
...с расстояния 500 метров выпустила торпеду, которая попала в середину корпуса "Абукира". Крейсер начал крениться на пораженный борт. Подводную лодку не заметили, поэтому командир отряда, капитан Драммонд, находившийся как раз на "Абукире", посчитал, что его флагман подорвался на мине и приказал двум остальным крейсерам подойти и снять команду с пораженного корабля. Через двадцать пять минут "Абукир" перевернулся и пошел ко дну. "Хог" и "Кресси" спустили шлюпки и начали поднимать команду затонувшего флагмана. В это время Веддиген с расстояния триста метров выпустил по "Хогу" две торпеды. При этом подводную лодку выбросило на поверхность и ее обнаружили и обстреляли с "Хога", но было уже поздно. Обе торпеды попали в крейсер, который затонул через десять минут.
Теперь было ясно, что в районе действует немецкая подводная лодка. Но у моряков отряда не было инструкций, как действовать в таких ситуациях. Зато была старинная британская традиция: "Своих не бросаем". "Кресси" продолжил спасательную операцию и был торпедирован в 7:25. Он затонул через полчаса.
Гражданские пароходы, парусные рыболовные суда и подоспевшие эсминцы спасли 840 человек. 1450 офицеров и матросов, включая командира "Кресси", погибли. Большинство матросов были резервисты, призванные на короткое время.
Германия ликовала. Подвиг Веддигена воспевали и превозносили до небес:
У англичан, естественно, от этого всего адски подгорало. Немцы в очередной раз показали свое свино-гуннское подлое рыло. Для этих варваров не существовало ни законов войны, ни понятий о чести (неограниченная подводная война была еще впереди).
За свое геройское деяние Отто Ведлдиген получил Железный Крест первой и второй степеней. Через некоторое время, когда он потопил еще более древний британский бронепалубный крейсер и несколько торговых судов, его изваляли в высших орденах всех германских королевств и назначили командовать новейшей субмариной U-29, вступившей в строй перед самой войной.
На этой подводной лодке наш герой и отправился в свой последний поход в марте 1915:
Поход был удачный - лодка потопила четыре торговых корабля общим тоннажем примерно семнадцать тысяч тонн. Судя по всему, у Веддигена от успеха сорвало башню, потому что когда в 18 марта у Оркнейских островов он увидел в перископ здоровенный кусок Гранд Флита, вышедший на маневры, капитан-лейтенант решил, что удача опять повернулась к нему лицом, и сейчас он ради любимого кайзера набьет еще больше фрагов.
Увы, удача повернулась к подводному пирату совсем другой стороной. Веддиген выпустил торпеду по линкору "Нептун" (четвертый после "Дредноута" тип линейных кораблей) с шестисот метров, но промахнулся. Как и в случае с атакой 22 сентября, лодку после пуска торпед выбросило на поверхность и ее обнаружили. "Дредноут", шедший в хвосте колонны, не стал тратить снаряды. С радостным воплем: "Popalsya, Suka-Pidor!" ("Ты не уйдешь, негодяй!" (англ.)) сташестидесятиметровый линкор устремился на подлодку. При этом он чуть не врезался в дредноут "Темерери", который едва успел убраться с дороги озверевшего бати. Удар форштевня пришелся в район рубки. Разрезанная пополам U-29 немедленно затонула со всем экипажем.
Когда стало известно, кого именно отправил на дно "Дредноут", корабль получил несколько приветственных телеграмм. Одна из них гласила: "BUNGA BUNGA" Это было шуточное напоминание о знаменитом пранке 1910 года, когда группа известных английских блогеров, покрасившись в негров и переодевшись в эфиопов, явилась на корабль под видом делегации абиссинского королевского дома, расхаживала по кораблю, выкрикивая это самое "Бунга Бунга!", чем выставила Королевский Флот на посмешище.
Так "Дредноут" стал единственным в мире линкором, потопившим подводную лодку, причем не какую-то, а именно ту, к командиру которой у английских моряков был огромный счет. Это была единственная победа патриарха. Ему никогда не довелось открыть огонь по вражеским линкорам - во время Ютландского боя "Дредноут" находился на ремонте.
И все же, это была достойная победа. Большинство дредноутов первой мировой отправились на слом, не только не утопив ни одного вражеского корабля, но даже не поучаствовав в утоплении. По настоящему жестокие бои с участием линкоров развернулись только во Вторую Мировую. И на фоне своих многочисленных детей старый "Дредноут", сумевший все-таки разделаться с одним немецким кораблем (да еще под командой заклятого врага Royal Navy), выглядит весьма достойно.
Deal with it, bitches!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →