bigfatcat19 (bigfatcat19) wrote,
bigfatcat19
bigfatcat19

Categories:

Об одном малоизвестном морском сражении, или о подвигах, которые можно встретить в самых...

...неожиданных местах.

Мы, русские, как-то уж так приучены, что доблесть кораблей военного флота морских судов у нас состоит в том, чтобы уходить на дно на ровном киле с развевающимся флагом (обязательно простреленным) и выкрикивать при этом оскорбительную клевету в адрес мамаши более удачливой команды, которая победила, разумеется, потому что нечестно, чит, автоприцел и вообще их было больше.

varyag

Мы считаем себя лучшими в мире специалистами по такому виду подвигов - главным образом потому, что другими подвигами, типа набивания фрагов и выигрывания каток, наш флот морского за три века своей истории блеснул, прямо скажем, ниочинь. Собственно, описание одного из самых известных таких подвигов стало как бы неофициальным гимном российских военных моряков. То, что этот гимн написан немцами (пусть и про русских), а излагаемая в нем версия событий имеет мало общего с реальностью лишь придает пикантности всему этому "свистнуть всех вверх" и прочим бакштагам зюйд-веста.

Одним словом, если где со славой погибнуть за Веру, Царя и Отечество, не нанеся при этом потерь врагу - так это к нам. Русские погибают, но не сдаются, лучше всех в мире.

Но на самом деле это, конечно, не так. Дело в том, что самый отчаянный, безнадежный и славный бой за всю историю морских военных пароходов случился не на Балтике, не на Черном море и, тем более, не на Тихом океане. Он произошел в Адриатическом море у берегов Черногории недалеко от порта Бар, который тогда назывался Антивари, 16 августа 1914 года.

Предыстория этой легендарной, но незаслуженно забытой, схватки такова. 5 августа Черногория объявила войну Австро-Венгрии. Уже 8 августа австрийские крейсера "Зента" и "Шигетвар" обстреляли радиостанцию в Антивари и начали блокаду побережья. 12 августа Англия и Франция объявили войну Австро-Венгрии и 13-го двинули свои корабли с Мальты в Адриатику показывать, кто здесь папка. Теперь все было готово для одного из самых патосных ласт стэндов в истории морских кораблей военного судоходства.

16 августа блокадное патрулирование между Антивари и мысом Мендес несли крейсер "Зента" и миноносец "Улан". Зента была древним бронепалубным крейсером:

Zenta-034

Построенный в 1897 году, корабль был головным в серии из трех систершипов. При водоизмещении 2400 тонн "Зента" несла неплохое для своего класса вооружение из восьми 120 мм орудий с залпом на борт из пяти, в начале карьеры развивала скорость до 21 узла, была прикрыта 50 мм бронепалубой и имела такую же защиту рубки. Орудия прикрывали 25 мм щиты:

sms-zenta-1301229d-d9f0-4274-8e71-9029d3af818-resize-750

Несмотря на принадлежность к далеко не самому передовому флоту, "Зента" успела неплохо поплавать по морям. В самом начале своей карьеры она совершила поход на Дальний Восток, где попала как раз в разгар боксерского восстания и даже приняла участие в его подавлении. В 1901 году корабль через Кейптаун вернулся в Средиземное море, а уже в следующем году совершил поход в Южную Америку. Затем "Зента" несла службу на Средиземном море, исходив его вдоль и поперек.

zenta jane

"Улан" был типичным представителем семейства контрминоносцев. Вступив в строй в 1908 году, он прошел перевооружение в 1913 и мог похвастаться одним 70 мм орудием с длиной ствола 45 калибров, пятью 70 мм орудиями с длиной ствола в 30 калибров и двумя торпедными аппаратами. Скорость миноносца теоретически достигала 28 узлов, но фактически, конечно, была ниже:

Smsulan

В общем, два этих немолодых брата-акробата пасли себе вдоль черногорского побережья, когда утром в 7:45 наблюдатели заметили на юго-востоке дым. Дыма было очень много. Командовавший "Зентой" Fregattenkapitän Пауль Пачнер (Paul Pachner):

captain 2captain

...сделал вполне разумный вывод, что это, по всей видимости, плывет много чего-то большого. Своего много большого здесь быть не могло, значит плывет вражеское. Совершив этот акт военной мысли, достойный фрегаттенкапитан благоразумно решил по быстрому свинтить в базу в заливе Каттаро. Однако не успели корабли лечь на курс, как на северо-западе было замечено второе скопище дымов, не меньше первого. Пачнер понял, что их взяли в клещи. Постепенно враги начали проявляться на горизонте, и фрегаттенкапитан вынужден был придержать фуражку, под которой встали дыбом его тогда еще не очень седые волосы. На "Зенту" и "Улан" шли:

2 французских дредноута типа "Курбэ":

Courbet

Все пять имевшихся в наличии у французов додредноутов типа "Дантон". Эти корабли, хоть и не попали в клуб новых королей морей, по весу залпа и бронированию практически не уступали первым английским и немецким дредноутам:

Danton

Три броненосца типа "Либерте":

Liberte

...и два броненосца типа "Републикэ":

French-battleship-Republique-in-Toulon-1914-352129004762

Помимо этого англо-французская гопа включала в себя несколько броненосных и бронепалубных крейсеров и две дюжины миноносцев.

"Да вы издеваетесь, что ли?" - вспотел про себя Паучнер, но вида не подал. Взвесив все за и против, которые составляли 8 120 мм орудий против 64 305 мм, он приказал "Улану" прорываться в Каттаро. Рассчитывая, что у быстрого миноносца больше шансов спастись, чем у его старого крейсера, и своим немецким умом рассудив, что погибать вдвоем вместо одного - нерационально, Паучнер решил принять бой, чтобы отвлечь внимание французов от "Улана". Фрегаттенкапитан повернул к берегу, чтобы на его фоне противнику было сложнее целиться, а команда после гибели корабля имела больше шансов спастись.

В 8:45 Французы сблизились на 8 км и предложили "Зенте" сдаться (видимо, сигналами). Собственно, в такой ситуации сдаться было не стыдно даже англичанам. У нас, вон, целый кусок эскадры однажды сдался. Но Паучнер ответил по-немецки, что, мол, вашу маму Джигурда шатал, и приказать взвить повыше боевой флаг корабля. Французы, обидевшись на Джигурду и на то, что в их адрес взвивают флаги, начали стрелять. "Зента", что удивительно, успела открыть ответный огонь. Французы, описывая это "сражение", фиксировали ее недолеты - снаряды падали в 800 метрах от французских кораблей.

Строго говоря, "Зенту" должны были испарить вторым или третьим залпом вместе со всем экипажем. Но кораблику повезло. Французские линкоры, видимо, понимая, что это будет их единственный за всю войну шанс пострелять по противнику, толкались с криком: "Дайте, дайте я ему втащу!" и мешали друг другу пристреливаться. Разобраться, где чьи снаряды падают, в таком бардаке было невозможно. Маленький (меньше ста метров в длину) крейсер время от времени целиком скрывался за водяными столбами и дымом...

Но чуда не произошло, и через тридцать минут в 9:30 охваченная пламенем "Зента", накренившись на 45 градусов, пошла на дно. Ее флаг по-прежнему гордо реял среди дыма и пламени. Французы, которым, видимо, было стыдно, прекратили огонь за десять минут до гибели корабля, но не стали спасать тонущих австрийцев. Тем не менее, из 312 членов экипажа 139 спаслись, добравшись вплавь до берега, где они были взяты в плен, в котором оставались до 1916 года. Интересно, что Пауль Пачнер тоже выжил. За этот бой он был позднее награжден Железным Крестом 2-го класса.

"Улан" сумпел прорваться через кольцо - две дюжины английских и французских миноносцев поддержали славу своих флотов, и хотя наделали в правом борту корабля много дырок, ни принудить к сдаче, ни потопить его не смогли. "Улану" суждена была долгая жизнь - он пережил войну и был передан по репарациям в Греческий флот, в составе которого оставался до 1932 года.

В Австро-Венгрии подвиг "Зенты", конечно, очень прославляли:

sms-zenta

Heroic-Battle-Zenta-Austrian-Cruiser-WW1-pic-1o-2048-00000000-f

На этой картине художник симолвически разместил корабли так, словно "Зента" закрывает маленького "Улана" от вражеских залпов собственным корпусом:

SMS_ZENTA_und_SMS_ULAN_im_Gefecht_vor_Castellastual._Adria,_am_16._August_1914

Однако кончилась война, рухнули Империи, Австрия и Венгрия больше не имели выхода к морю. Если в честь этого сражения какой-нибудь немец и написал патосную песню - она была забыта. Доблестный Пачнер, к концу войны ставший контр-адмиралом, в послевоенное время капитанствовал в испанском торговом флоте, на яхте знатного египтянина и, как это ни смешно, на югославских каботажных судах. До Второй Мировой Войны он не дожил.

Остов "Зенты" был обнаружен в 2003 году и черногорские и немецкие дайверы совершили на него погружение:



Какая же у этой истории мораль? В этой истории нет морали. Вместо нее я оставлю красивую картинку, изображающую крейсер "Зента":

maxresdefault

...фоточку ее модельки:

_SMS_ZENTA_16

...и патосный ролик с 3d (на самом деле тонул крейсер в ясную погоду):

Tags: Битва Народов, азаза, вкусная и здоровая пища, жизнь - это боль, кораблики, линкоры, мужское, не Fallout, не зассали, нет фоллаута, тыщ-пыщ, хорошие картинки, юные школьницы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 218 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Спасибо, не знал об этом.
Спасибо за пост, очень интересно.
у Курбэ это как бы не единственный морской бой с водоплавающим противником
Да у всех у них.

waldliebhaber

5 months ago

kim_noir

5 months ago

whitecitizen

5 months ago

kim_noir

5 months ago

Спасибо, интересно :)
Спасибо! Очень интересно!
Дедушка Тегетгоф одобряет!
У австрийцев подводники, если память не изменяет, тоже были не Андреевским флагом деланы.
Ну... э... Надо заметить, что в массе своей "подводники ПМВ" это такая корпорация садистов-изуверов, им самим-то всю войну практически ничего не угрожало, играли в игровой автомат "морской бой".

А из австрияков вспоминается разве что Георг фон Трапп. Который сначала утопил французский крейсер "Леон Гамбетта" (который был сильно больше, но не сильно моложе "Зенты") почти со всем экипажем. А потом настрогал семерых детей, чем навеки вошел в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

vonstrang

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

d_clarence

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

d_clarence

5 months ago

veryeager

5 months ago

misha_makferson

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

misha_makferson

5 months ago

maksimus_sh

4 months ago

Хорошая краткая история. Немного уточню относительно югославского флота, ибо смешного там нет: большая часть австро-венгерского морского офицерского состава служила впоследствии на югославском флоте, во многом создав его традиции. Существовал даже своеобразный антагонизм между армией, однозначно строившейся на традиции сербской королевской армии, и флотом, базировавшимся на наследии двуединой монархии. Подробнее см. в работах хорватского военно-морского историка Звонимира Фрайфогеля.
Система званий была унаследована и сохранена даже после Второй мировой, в социалистической Югославии: из той традиции берут начало капитан фрегата (капетан фрегате), капитан корвета (капетан корвете), капитан линейного корабля (капетан бойног брода) - при том, что линейных кораблей у Югославии не было.
А сам австрийский флот был прямым наследником венецианского и первые лет 35 именно венецианцы составляли основную часть экипажей

А почему Пачнер? Он же немец. Разве не Пахнер?

Так-то он австро-венгр Пауль Пахнер, но от рождения словенец Павел Пачнер.
Спасибо, интересная история.
Начало было столь витиеватым, что я всё ждал когда же на сцене появятся русские, чтобы геройски самозатопиться.
А с победами у российского флота и правда небогато, да.
До Крымской - было неплохо, а потом - как-будто что-то поломалось...

Евгений Мелик

5 months ago

e1_bueno

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

e1_bueno

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

Dmitry Prokopenko

5 months ago

hq_rat

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

aso

5 months ago

Dmitry Prokopenko

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

hq_rat

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

hq_rat

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

hq_rat

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

hq_rat

5 months ago

konnovmaksim

5 months ago

hq_rat

5 months ago

konnovmaksim

5 months ago

Dmitry Prokopenko

5 months ago

konnovmaksim

5 months ago

Dmitry Prokopenko

5 months ago

konnovmaksim

5 months ago

Dmitry Prokopenko

5 months ago

konnovmaksim

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

hq_rat

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

hq_rat

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

hq_rat

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

Dmitry Prokopenko

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

Dmitry Prokopenko

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

Dmitry Prokopenko

5 months ago

hq_rat

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

aso

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

citizenkane1941

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

citizenkane1941

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

citizenkane1941

5 months ago

hq_rat

5 months ago

citizenkane1941

5 months ago

aso

5 months ago

jetstalker

5 months ago

hq_rat

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

hq_rat

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

hq_rat

5 months ago

veryeager

5 months ago

Дмитрий Буянов

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

hq_rat

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

citizenkane1941

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

citizenkane1941

5 months ago

Евгений Мелик

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

hq_rat

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

Спасибо за историю.
Его фамилия- Пахнер
Изначально он словенец Пачнер, потому потом и работал югославским каботажником.
> Мы, русские, как-то уж так приучены, что доблесть кораблей военного флота морских судов у нас состоит в том, чтобы уходить на дно на ровном киле с развевающимся флагом

Бриг «Меркурий»?
Таллинский переход.

e1_bueno

5 months ago

veryeager

5 months ago

hq_rat

5 months ago

e1_bueno

5 months ago

hq_rat

5 months ago

veryeager

5 months ago

hq_rat

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

veryeager

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

veryeager

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

hq_rat

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

e1_bueno

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

citizenkane1941

5 months ago

sergey_ilyin

5 months ago

citizenkane1941

5 months ago

hq_rat

5 months ago

pyrpyr_w0

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

hq_rat

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

konnovmaksim

5 months ago

fvl1_01

5 months ago

konnovmaksim

5 months ago

hq_rat

4 months ago

fvl1_01

4 months ago

hq_rat

4 months ago

fvl1_01

5 months ago

agregat_batyr

5 months ago

e_c_r_d

4 months ago

panther9920

5 months ago

спасибо, очень интересно.

ИМХО, один самых сильных ласт стэндов, это конвой HX-84, "Джервис Бей" vs "Адмирал Шеер". Англичане показали как можно умирать ради стоящей цели...
Другой, менее масштабный, но тоже значительный бой - «Александр Сибиряков» vs "Адмирал Шеер"
Ещё «Лупо» vs. британские крейсера, но это с другой стороны фронта.

Евгений Мелик

5 months ago

Про «кусок эскадры» вы жестоко, конечно. Но, разумеется, это другое (tm), и вообще Небогатов был гуманистом :-D.
Спасибо, очень интересно!
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →